Методика формирования навыка распознавания эмоций у детей с РАС "Эмоции. Аутизм"

Согласно статистике 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра (исследование Центра профилактики заболеваний, США, 2012). По оценке экспертов в России детей с аутизмом более 300 тысяч (Фонд «Выход»). Эффективного способа лечения не найдено и перед обществом стоит задача интеграции этих детей. Однако взаимодействие между ребенком с аутизмом и окружающими взрослыми и ровесниками часто оказывается болезненным для обеих сторон. Социальный мир и люди непонятны детям с аутизмом, а выразить свои желания и чувства им трудно. Отсутствие у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) навыков распознавания и выражения эмоций приводит к их изоляции, а также к стрессовым, конфликтным и потенциально опасным ситуациям.

В устоявшейся практике развития и сопровождения детей с РАС в приоритете находится выработка прикладных и академических навыков. Специалисты и родители преследуют цели формирования желательного поведения и приближения к академическому школьному стандарту. Малое количество внимания уделяется проблемам выстраивания коммуникации ребенка с окружающими людьми и адаптации его к социальным практикам. Однако именно эти трудности называются ключевыми для аутизма и они же наиболее тесно связаны с формированием таких качеств личности, как автономность и субъектность. Основой развития последних является эмоциональная сфера, первичными (по проявлению в онтогенезе и простоте) элементами которой являются способности распознавать эмоции и выражать их. Максимальное количество информации об эмоциональном состоянии человека эволюционно несет его лицо.

Недостаточность знаний, умений и навыков у специалистов (психологов, дефектологов и др.), работающих с детьми с РАС и их родителей. Отсутствие удобных инструментов с доказанной эффективностью для формирования компонентов эмоциональной сферы.

Для решения проблемы была разработана методика обучения детей с РАС навыкам распознавания эмоций по лицевой экспрессии и выражения эмоций с помощью мимики. Методика реализована в двух версиях: в карточном варианте и в виде мобильного приложения.